Поиск
  • Екатерина Чёрная

Учёный совет: Нужна ли бизнесу философия


Совместно с консультантом по управлению, автором и ведущим развивающего проекта «Персона» Светланой Волковой, мы начинаем цикл встреч с представителями науки и искусства. Наша цель — соединить научную теорию с бизнес-практикой, и найти нестандартные подходы к решению бизнес-задач, с использованием фундаментальных знаний и опыта волгоградских учёных и деятелей искусства. Мы уверены, что объединяя два, казалось бы, полярных мира, мы получим неожиданный и интересный результат, итогом которого может стать принципиально новый подход к ведению бизнеса.

Мы встретились с Андреем Макаровым, доктором философских наук, председателем регионального отделения Российского общества интеллектуальной истории, организатором научно-исследовательского общества «Интеллектуальные среды», и поговорили о связи между наукой и бизнесом, ложной скромности и о том, почему так сложно стать по-настоящему успешным предпринимателем.

Зачем бизнесу философия?

А.М: Философия — это искусство стратегического управления реальностью, и в том числе, управления людьми и процессами с помощью идей.

Какие философские проблемы решает руководитель?

А.М: Прежде всего, проблемы, связанные с целеполаганием: устойчив ли каркас его мировоззрения, достаточно ли он прочен для внешних воздействий, какие слабые точки в нём присутствуют, и как их укрепить, сможет ли руководитель адекватно реагировать на действия деструктивных людей, так называемых энергетических вампиров, которым очень выгодно ослабление сильного противника. Важен и философский подход к бизнес-процессам.

В чём состоит этот философский подход?

А.М: В том, что бизнес рассматривается в широком контексте: учитываются не только экономические и политические факторы влияния, но и культурные, и социально-психологические, и даже космические закономерности (есть и такие теории). Данный подход характерен для Востока, но в принципе, можно остановиться и на европейском подходе, когда космос отождествляется с социумом, без учета природных процессов. Хотя, такой антиэкологичекий подход чреват «местью» со стороны природы.

Светлана Волкова:

Либо ты осознаешь себя частью мироздания и встраиваешься в него, работая по принципу «не навреди», либо работаешь только на личное благо, что в итоге остановит тебя на определенном этапе развития.

Андрей Макаров:

Мне задавали как-то вопрос мои друзья: «Почему мы доросли только до среднего бизнеса, а дальше как будто железная стена?». Диагностика ситуации показала, что их мировоззрение оказалось слишком мелкомасштабным для адекватного восприятия сложностей глобальных процессов. И это не психологическое ограничение, потому что мотивация, желание расти и развиваться у них было, это – ограничения, которые накладывает на жизнь человека его мировоззрение. Расширить его, придать ему масштаб, соответствующий жизни крупного бизнеса, нельзя с помощью каких-нибудь тренингов личного роста. Здесь нужна философия – философия бизнеса, интегрированная в философию жизни. Именно философия работает с мировоззрением. В данной ситуации только один выход — усложнение своего взгляда на мир. Хотя, и тут могут возникнуть определенные проблемы. Более сложному человеку труднее обрести счастье, ведь ему становится нужно не маленькое счастье, а большое. Но и с этими рисками тоже можно работать. Именно работать. Практическая философия, которой я занимаюсь, накопила техники такой работы с проблемами мировоззрения, стратегиями жизни и бизнеса, и даже с задачей достижения личного счастья.

Предпринимателями рождаются или становятся?

А.М: Рождаются все только человеческими заготовками. Когда мы говорим о предпринимателе или другом профессионале, мы говорим о социальном коде. С ним невозможно родиться, он устанавливается в процессе воспитания и образования на протяжении жизни. Современная ситуация такова, что необходимо постоянно дообразовываться, как в узкопрофессиональном плане, так и в личностном.

Мы можем рассматривать бизнес как культурное явление?

А.М: Да, я думаю, это очень продуктивно. Главное, в этом случае не сужать культуру до театров, оперного пения и музеев. Культура — это среда, которой невозможно управлять из министерства культуры. Проблема в том, что бизнес обычно занят своими внутренними процессами, и зачастую не задумывается о более глобальном встраивании в общую среду.

Светлана Волкова:

Бизнесмены обычно понимают культуру в самом общем смысле, но это тоже неплохо. Существуют различные фонды, организуются мероприятия, в том числе благотворительные, предприниматели часто поддерживают людей искусства.

Андрей Макаров:

А вот здесь можно говорить о специфических проблемах волгоградского бизнес-сообщества: у нас практически отсутствуют меценаты, или они - непубличны, а ведь очень важно — публично подавать пример, создавая условия для подражания. Именно публичность, а не кулуарность, создает благоприятную общественную среду, благоустраивает нашу общую жизнь. У нас отсутствуют поведенческие образцы, преобладание приватной жизни над публичной наносит огромный вред социуму. Вот, например, человек думает: я помогаю, но не хочу придавать это огласке. Это так называемая «ложная скромность». Можно же помочь гораздо больше: привлечь людей, собрать больше денег...

То есть мы сейчас говорим о бизнесе, как некоем отражении развития общества?

А.М: Любая социальная группа влияет на протекающие в обществе процессы, но бизнес — это среда очень сильная, она сегодня формирует основные тренды развития общества. Поэтому, если бизнес не занимается развитием культурной среды, то и общество, скорее всего, будет очень далеко от желаемого им культурного состояния, и рано или поздно представит счета бизнесу.

С какими проблемами к вам в основном обращаются бизнесмены?

А.М: С проблемами целеполагания. Все знают про постановку целей по SMART, но как дело доходит до каждого пункта — конкретность, измеримость или реалистичность — становится ясно, что для многих это какие-то формальные абстрактные идеи, – это портит все дело. А все достаточно просто — если поставленная цель уже кем-то была достигнута, то она реалистична, если ты готов понести затраты на ее достижения – то она притягательна и т.д. То есть речь идет о таком стратегическом ресурсе, как предельная конкретизация общих идей, того, что ты знаешь теоретически. Это и есть работа практического философа — с помощью логики (а я уверяю вас, это мощнейший инструмент управления реальностью) совершить 3 важнейших для разрешения любых проблем шага:

1. Вместе с клиентом обнаружить истинную проблему, а не ту, с которой первоначально приходит клиент. Как правило, люди пытаются решить целый комплекс задач, тогда как нужно их максимально разбить;

2) Сформулировать проблему, подобрать точные слова для описания проблемной ситуации;

3) Корректно поставить цель и создать модель ее решения.

#интервью #бизнес #философия #учёныйсовет

Просмотров: 0

© 2015