Поиск
  • Анастасия Криворотова

Гауди: барселонский чудак


В начале 2000 - х Ватикан начал процесс беатификации Антонио Гауди. Кажется, в лике блаженных испанскому архитектору самое место. Вегетарианец с детства, прилежно выдерживающий посты, вечный холостяк, участник религиозных сообществ, затворник, переселившийся в последние годы жизни в собор, и отказавшийся от международного признания зодчий. Это человек-история. Гений, опередивший своё время.

Гауди родился в 1852 году в маленьком каталонском Реусе, в семье кузнеца. Его детство прошло у моря, не берегу которого он часто строил песчаные замки. Детские впечатления стали фундаментом, из которого он в буквальном смысле вылепил свою архитектуру. Мастер заставил застыть в камне морские волны, стихию, которая окружала его с первых лет жизни.

Двадцатидвухлетним юношей Антонио был зачислен в Высшую школу архитектуры, а уже спустя четыре года официально получил квалификацию архитектора. За свою жизнь он реализовал 18 проектов, каждый из которых вносит определённый оттенок в картину под названием Барселона.

Архитектурные опыты Гауди согласно общепринятой классификации принадлежат стилю модерн. На самом деле его творения невозможно поместить в рамки какого-либо стиля, поэтому справедливо говорить о стиле Гауди, который жил по своим законам. Антонио начинал новые проекты без готовых чертежей, так как каждый выстроенный дом он сравнивал с живым организмом.

Гауди посчастливилось встретить человека, полностью разделявшего его взгляды на архитектуру. Им был промышленник и меценат граф Эусебио Гуэль. Под покровительством графа было создано одно из самых удивительных творений великого архитектора – парк Гуэль. Это самый настоящий город-сад, главной достопримечательностью которого стала скамья в виде змеи – символа бесконечности. Смысловым центром парка является монументальный рынок, созданный по подобию романтических гротов и древнеримских развалин.

Фото: www.barselona-spain.ru

Дом для семьи Бальо стал прологом архитектурного неомодернизма. Этот шедевр вырос в том месте, которое местные жители называют кварталом раздоров – из-за того, что там встречаются сразу пять домов разных направлений архитектурного модерна. Дом, одетый в мозаику-чешую, меняет свой цвет в зависимости от освещения, а решетки окон и балконов напоминают фрагменты скелета гигантского существа. Кстати, его так и называют – «Дом костей».

Фото: barselona365.ru

Антонио Гауди был убеждён, что архитектура должна быть функциональной, дом Мила – тому доказательство. Именно в нем наиболее полно реализована концепция здания как суперскульптуры. Система внутренних дворов обеспечивает необходимую вентиляцию и освещение, крыша используется как пространство для прогулок. Гауди также применяет новаторский принцип свободной планировки этажей, отказавшись от несущих и опорных стен внутри здания. Сальвадор Дали, сказал, однажды, что это здание похоже на смятые штормовые волны.

Наконец, главная и самая удивительная фантазия Гауди, которой архитектор отдал 43 года своей жизни – собор Святого семейства, Саграда Фамилиа. Это пересказанный в камне Новый завет, заказчиком которого, по словам Антонио, был сам Господь Бог. Возможно, именно поэтому строительство последнего великого собора Европы продолжается по сей день. Некоторые вовсе склонны думать, что вечное строительство собора было тайным замыслом великого зодчего. Храм, действительно, стал его навязчивой идеей. Последние годы жизни гений архитектуры провёл у стен строящегося собор и собирал средства на дело всей его жизни буквально «с шапкой в руках» (пожертвования были единственным источником финансирования строительства). Завершить один из самых известных долгостроев в мире планируется к 2030 году.

Фото: fast-images.ru

Фото обложки: samsebeturist.net

Интересные факты

Гауди был ярым противником замкнутых и геометрически правильных пространств, избегал прямых линий, считая, что прямая линия – это порождение человека, а круг – порождение Бога.

Единственной программой, которая смогла сделать расчеты необходимые для продолжения строительства Саграда Фамилиа, оказалась программа НАСА, рассчитывающая траекторию космических полетов.

В 2007 году в России о творчестве Антонио Гауди был снят сорокаминутный документальный фильм «Тайны мировой архитектуры. Загадки великого Сфинкса. Гауди». Фильм рассматривает Антонио Гауди как одну из загадок человеческой цивилизации, которую человечество до конца не разгадало до сих пор.

У Гауди были разные глаза: один — близорукий, другой — дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили».

Образцом совершенства Гауди считал куриное яйцо, и одно время носил сырые яйца в кармане.

Существует легенда, что чёрно-желтые такси Барселоны несут на себе печать траура и позора — из-за того, что гений погиб под трамваем, и никто не удосужился помочь невзрачному на вид старику.

#люди #искусство #гений #архитектура

Просмотров: 0

© 2015